NIKA PHARM: Система маркировки способна очистить фармацевтический рынок страны
Узбекистан – сердце Центральной Азии с населением более 35 миллионов человек. Спрос на рынке способствует развитию многих сфер, в том числе и фармацевтической. Спрос порождает предложения, и не всегда они законные и добросовестные. Учитывая, что данная отрасль весьма уязвима и требует особого надзора, Правительством формируется необходимая законодательная база, которая поможет в создании равной благоприятной и конкурентноспособной среды для всех участников рынка.
Начало пилотного проекта по внедрению системы цифровой маркировки стало еще одним шагом на данном пути. Участник проекта – Директор по производству компании NIKA PHARM – Шерзод Карабаев рассказал о системе и дал оценку данному сегменту.
- Как Вы приняли новость о начале пилотного проекта по маркировке лекарственных препаратов?
Новость для нас была крайне радостной, так как в маркировке заинтересованы добропорядочные производители. Наша компания очень долго ждала эту новость. Как только стало известно о внедрении цифровой маркировки на территории нашей страны, Руководство компании с радостью приняло решение стать участником пилотного проекта.
Компания OOO «NIKA PHARM» приветствует систему цифровой маркировки. Это, безусловно, будет иметь позитивный эффект для всех субъектов обращения лекарственных препаратов: бизнеса, государства, медицинского сообщества, которое назначает лекарственные препараты.
Система маркировки и прослеживаемости товаров предоставит возможность бизнесу отследить каждую товарную единицу, повысить прозрачность взаимодействия с контрагентами, оптимизировать бизнес-процессы и сократить транзакционные издержки. Пациенты же, благодаря маркировке, могут быть уверены, что получают аутентичные препараты, имеющие те свойства, которые заявлены производителем.
- Как Вы оцениваете фарм. рынок Узбекистана? Какие проблемы беспокоят Вас, как производителя?
Необходимо отметить позитивные изменения на фармацевтическом рынке Узбекистана, которые начали происходить в рамках масштабных экономических преобразований, таких как: открытие конвертации, улучшение делового климата и реформы в системе здравоохранения.
Фармацевтический рынок Узбекистана является третьим по величине в СНГ после России и Украины. Это один из самых быстрорастущих рынков в СНГ по динамике роста (8-10% в год).
Сегодня на фармацевтическом рынке Узбекистана продается 9 000 наименований лекарственных средств, 1684 наименований медицинских изделий и 1529 наименований медицинского оборудования.
Узбекистан - страна с большими возможностями. Производит, перерабатывает лекарственные растения и реализует их, в том числе за рубежом. В фармацевтической отрасли Узбекистана действуют 202 предприятия.
- Ваши ожидания от внедрения обязательной системы маркировки?
Наша компания видит большие возможности и перспективы, что могут быть достигнуты при помощи системы маркировки на фармацевтическом рынке Узбекистана. Так, как маркировка лекарственных препаратов поможет решить следующие задачи:
· защита бренда, торговой марки, прибыли и деловой репутации нашей компании от подделок;
· оптимизация работы вследствие использования систем складского учета;
· автоматизация процессов, в том числе автоматизация продаж, анализ бизнес-показателей, создание дисконтных программ;
· сокращение рутинных задач;
· повышение доверия к качеству продукции у населения и рост продаж;
· прослеживаемость движения товаров на всех участках, что предоставляет больше возможностей для маркетинга;
· повышение эффективности логистики;
· минимизация ошибок по вине персонала.
- Расскажите пожалуйста об участии в пилоте, и что удалось сделать?
На данный момент NIKA PHARM участвует в пилотном проекте по цифровой маркировке. В начале ноября была установлена станция агрегации АР-30, станция сериализации AMK 101.1 и произведена первая партия ЛС. Также было зарегистрировано несколько препаратов в системе Национальный Каталог.
- Как Вы считаете, поможет ли система обелить рынок, и что для этого должны сделать производители?
Несомненно, система маркировки способна очистить фармацевтический рынок страны так, как одной из приоритетных задач является защита бренда, торговой марки и деловой репутации производителей от подделок. Кроме того, исходя из опыта зарубежных предпринимателей фармацевтического рынка, в частности, запуск этой системы в странах ЕС, в США, Аргентине, Беларуси, России, мы можем с уверенностью заявить, что маркировка лекарственных препаратов уже доказала свою высокую эффективность.
При внедрении системы на национальном уровне могут возникать сложности, связанные, например, с различным видением и интересами участников рынка. Однако, в итоге именно организация маркировки на государственном уровне позволяет выстроить целостную и слаженно работающую систему, что выгодно всем добросовестным игрокам рынка. При этом создание и поддержание работы таких систем, несомненно, требует больших инвестиций и внимания как со стороны государства, так и со стороны участников рынка.
Производители со своей стороны должны быть максимально бдительны и не допускать выпуска на рынок подделок бренда компании, следить за оборотом своего товара на рынке и, в случае обнаружения фальсифицированного продукта, немедленно ликвидировать источник с корня.
- Пожелания системе…
Мы верим, что внедрение системы маркировки предоставит большие возможности, как для предприятий, так и для населения Узбекистана. Система обеспечит реализацию только качественного продукта на рынке, тем самым предоставляя клиентам исключительно высокоэффективные лекарственные препараты от надежных производителей страны. Мы верим и надеемся, что система полностью запустится в широкомасштабном объеме в кратчайшие сроки.